Авиаперевозки :: Новости авиаперевозок :: Снижение авиаперевозок в 2009г. может составить около 20%
Снижение авиаперевозок в 2009г. может составить около 20%
Глобальная тенденция к снижению пассажиропотока и доходности пассажирских перевозок затронула авиаперевозчиков во всем мире, включая Россию. Авиакомпании пытаются сократить издержки, чтобы как-то компенсировать воздействие кризисных явлений на бизнес, однако удается это далеко не всем. Отраслевые аналитики полагают, что тенденция к уменьшению пассажиропотока сохранится как минимум до конца 2009г.Российские авиакомпании за четыре месяца 2009г. на 23% сократили перевозку пассажиров по сравнению с аналогичным периодом 2008г. – до 2 млн 720 тыс. человек. Об этом сообщил заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Олег Клим. По его словам, за указанный период российские компании перевезли 3 млн 653 тыс. человек. Как говорится в материалах Росавиации, с ноября 2008г. по настоящее время из авиационной отрасли было уволено 8726 сотрудников (6, 9% общего числа). По данным ведомства, сейчас в РФ зарегистрировано 6800 самолетов. Из них всего лишь 2600 имеют сертификат летной годности. Среди сертифицированных авиалайнеров 111 – новые российские самолеты, 447 – иностранные воздушные суда.
ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в первом полугодии 2009г. сократило перевозку пассажиров на 12, 1% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. - до 3 млн 853 тыс. человек. Ее пассажирооборот за данный период сократился на 10, 8%. Процент занятости пассажирских кресел составил 63, 5%, коммерческая загрузка - 50, 7%. В частности, в июне 2009г. авиакомпания перевезла 758, 1 тыс. пассажиров (-11, 1%), в том числе на чартерных рейсах было перевезено 12, 5 тыс. человек. Пассажирооборот составил 2 млрд 174 млн пкм.
Напомним, "Аэрофлот" вместе с дочерними компаниями в первом полугодии 2009г. снизил перевозку пассажиров на 11, 5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 4 млн 777, 8 тыс. человек, пассажирооборот сократился на 10, 6% - до 12 млрд 861, 9 млн пкм, перевозка почты и грузов снизилась на 21, 4% - до 56, 5 тыс. т.
Авиакомпания "ЮТэйр" в январе - июне 2009г. снизила перевозку пассажиров по сравнению с аналогичным периодом 2008г. на 5, 11% - до 1, 437 млн человек. Ее пассажирооборот за отчетный период сохранился на уровне прошлого года и составил 2 млрд 306 млн 170 тыс. пкм, перевозка почты снизилась на 43, 5% - до 615, 9 т, перевозка грузов упала на 24, 9% - до 4079 т.
По мнению главного аналитика ИК "Велес Капитал" Марины Иркли, до конца года тенденция снижения пассажиропотока сохранится и по итогам года падение авиаперевозок в целом по стране может составить порядка 20%. "Тяжелее всего авиаперевозчикам придется осенью, когда закончится высокий сезон и спрос на авиаперевозки существенно упадет. Именно поэтому многие авиакомпании сейчас активно проводят различные акции, чтобы стимулировать спрос и обрасти кое-каким жирком в преддверии пониженного спроса в осенне-зимний период", - говорит эксперт.
Казалось бы, в нынешних условиях, когда некоторые небольшие авиаперевозчики из-за тяжелого финансового положения не только были вынуждены сократить количество рейсов, но в ряде случаев вообще уйти с рынка, выиграть должны крупные компании. Однако, по мнению М.Иркли, спад спроса на услуги перевозчиков затронул всех. "Нельзя сказать, что кто-то из авиаперевозчиков выиграл от кризиса. "Да, на рынке происходят некоторые перестановки и распределение сети маршрутов между уходящими с рынка перевозчиками и существующими. Но эти перестановки не могут компенсировать спад спроса на авиаперевозки", - говорит она.
Основная статья затрат авиаперевозчиков - это авиационное топливо, указывает эксперт. Снижение цен на нефть, а соответственно, и на авиационные горюче-смазочные материалы позволяет авиакомпаниям существенно экономить. Кроме того, выигрывают, по ее словам, те перевозчики, которые активно обновляют свой авиапарк и пополняют его новыми, более топливоэффективными самолетами. "Например, расход топлива у российских ТУ-154 составляет 5200 кг/ч, в то время как у среднемагистральных А-320 - 2500 кг/ч. Таким образом, грамотная политика в отношении авиапарка в перспективе приведет к снижению себестоимости полетов и росту эффективности бизнеса", - говорит М.Иркли.
Управляющий директор УК "Эверест Эссет Менеджмент" Константин Демченко считает, что в секторе перевозок именно авиакомпании пострадали от кризиса больше других транспортных структур. "Если посмотреть на сектор перевозок в целом, то станет понятно, что авиакомпании пострадали от кризиса сильнее других, - говорит он. - В настоящее время еще сложно сказать, насколько негативно скажется на финансовых показателях падение трафика, однако ясно, что влияние будет значительным". При этом эксперт все же отмечает, что, несмотря на общую плачевную ситуацию, крупные авиаперевозчики смогли нарастить долю рынка за счет проблем более мелких игроков. Так, доля перевозок "Аэрофлота" на внутреннем рынке за I квартал 2009г. выросла с 27% до 32% за счет банкротства "ЭйрЮнион", проблем с долгом у S7, "ВИМ-Авиа" и "КД авиа".
Помимо "Аэрофлота", долю перевозок на внутреннем рынке, по словам эксперта, удалось увеличить "Трансаэро" и ГТК "Россия".
В текущих условиях для авиакомпаний необычайно большое значение приобретает снижение издержек. Однако вариантов их уменьшения относительно немного, считает К.Демченко. Реальной возможностью для этого, по его словам, является сокращение затрат на персонал и экономия на обслуживании самолетного парка, например за счет отказа от большого количества моделей.
Татьяна Романова
Другие статьи | |||
---|---|---|---|
Спад авиаперевозок закончится в следующем годуАмериканская авиастроительная компан ... | Открыта продажа авиаперевозок на рейсы авиакомпании Emirates через сеть аккредитованных агентствС 14 часов 01.09.2009 открыта продажа авиапе ... | ||
В разделе Новости авиаперевозок | |||
Авиаперевозчики потеряют в 2009 году $2,5 млрдАвиаперевозчики в этом году испытали, ... | Новости - Объемы авиаперевозок упали на 18%Статистические данные, опубликованны ... |